ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ВСЕУКРАИНСКОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
1.Педагогика – это…. (Выбрать правильный ответ)
А) наука и искусство учить и убеждать;
Б) наука о личности и факторах, влияющих на ее формирование и развитие;
В) наука о законах и закономерностях воспитания, обучения, образования, социализации и саморазвития человека;
Г) наука о методах воздействия на сознание ребенка.
2. В. А. Сухомлинскому принадлежит труд… (Выбрать правильный ответ)
А)«Город Солнца»;
Б)«Сердце отдаю детям»;
В)«Эмиль, или О воспитании»;
Г)«Преступление и наказание».
3. Обучение – это … (Выбрать правильный ответ)
А) придание дидактическому процессу формы и последовательности с целью оптимального достижения поставленных целей;
Б) то же самое, что и образование;
В) упорядоченная совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленной цели;
Г) категория философии, психологии и педагогики.
4. Принципы обучения – это … (Выбрать правильный ответ)
А) приемы работы по организации процесса обучения;
Б) тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии сущности процессов, явлений и событий;
В) наиболее общие положения теории обучения;
Г) средства народной педагогики и современного педагогического процесса.
5. Принципы обучения впервые сформулировал…. (Выбрать правильный ответ)
А) Песталоцци И.Г.;
Б) Коменский Я. А.;
В) Монтень М.;
Г) Ушинский К.Д.;
Д) Маркс К.
6. Целенаправленное, специально организованное и личностно опосредованное влияние других людей, социальных групп или культурной среды на процессы развития ребенка – это… (Выбрать правильный ответ)
А) воспитание;
Б) социализация;
В) обучение;
Г) развитие.
7. Педагогическая технология – это…. (Выбрать правильный ответ)
А) инструментальная система конструирования, реализации и контроля усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения;
Б) система научно обоснованных способов организации и осуществления педагогического процесса;
В) совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории или концепции воспитания;
Г) устойчивость результатов педагогической деятельности, осуществляемой различными учителями.
8. Дидактика – это … (Выбрать правильный ответ)
А) наука об обучении и образовании;
Б) искусство учить и воспитывать;
В) структура и этапы процесса обучения;
Г) система усвоенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и способов выполнения умственных действий.
9. Природная предрасположенность к выполнению какой-либо деятельности? (Выбрать правильный ответ)
А) воля;
Б) талант;
В) гениальность;
Г) задатки.
10. Что относится к врожденным индивидуальным особенностям личности? (Выбрать правильный ответ)
А) темперамент;
Б) характер;
В) память;
Г) внимание.
11. Процесс развития индивида от рождения до смерти называется… (Выбрать правильный ответ)
А) филогенез;
Б) онтогенез;
В) эволюция;
Г) акселерация.
12. Первоосновой познавательной деятельности является … (Выбрать правильный ответ)
А) мышление;
Б) воображение;
В) ощущения;
Г) восприятие.
13. Благодаря какому психическому процессу создаются качественно новые продукты,способствующие прогрессу общества в целом? (Выбрать правильный ответ)
А) воображение;
Б) мышление;
В) память;
Г) эмоции.
14. Человек, легко вступающий в контакт с окружающими людьми – это… (Выбрать правильный ответ)
А) интроверт;
Б) экстраверт;
В) гетероверт;
Г) гиповерт.
15. Одновременное проявление противоположных эмоций и чувств(например: смех и слезы;любовь и ненависть) – это… (Выбрать правильный ответ)
А) апатия;
Б) амбивалентность;
В) депрессия;
Г) антипатия.
16. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности – это… (Выбрать правильный ответ)
А) образование;
Б) воспитание;
В)обучение;
Г) развитие.
17. Память – это… (Выбрать правильный ответ)
А) процесс запоминания, сохранения, восстановления и переработки человеком информации;
Б) психическое состояние, которое выражает понимание правильности принятого решения;
В) понятие, которое определяет поведение человека в определенных жизненных ситуациях.
БЛОК II
Напишите эссе* на тему «Современный учитель: каким он должен быть»
- Эссе – короткое сочинение философского направления, которое раскрывает авторскую мысль,
личностное отношение к проблеме.
БЛОК III
Творческое задание. Самопрезентация «Моя потребность быть личностью. Как я ее удовлетворяю».