Готов ли Ваш ребенок к школе?

Психолог 26.08.2012 Віртуальний кабінет психолога Переглядів 1094

            Ваш малыш идет в первый класс, и Вы задаетесь  вопросом: «Готов ли он к школе? “Справится ли  с учебными нагрузками?». Возможно, иногда одолевают сомнения: «Ведь он еще такой маленький !.. Не знаю, как мы справимся?».

            В этой статье мы предлагаем родителям  первоклассников разобраться с понятием готовности к школе. Оно сложное, состоит из нескольких составляющих, одинаково важных.

             Самой важной ступенью психического развития ребенка 6-7 лет является  формирование психологической готовности к школьному обучению. Что же включает в себя  это понятие?

            Понятие «готовность к школе» состоит из нескольких компонентов:

  • Морфологическая готовность;
  • Психологическая готовность;
  • Социальная готовность.

            Морфологическая готовность – определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка, состоянием его здоровья и биологическим возрастом.

         Это определяют медики. В медицинской карте будущих первоклассников содержатся сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д.), но при этом практически не говорится о состоянии нервной системы.

Психологическая готовность – включает  в себя несколько компонентов:

  • Интеллектуальная готовность;
  • Эмоционально- волевая;
  • Мотивационная готовность.

В состав интеллектуальной готовности входят:

– словарный запас (ребенок не просто знает много слов, умеет объяснить их  значение, но использует их в речи, может подобрать слово-синоним);

– мировоззрение;

– специальные умения и навыки (умение  выделять главную задачу, способность   воссоздать образец, способность действовать по инструкции взрослого и т.д.);

– наглядно-образное и наглядно-действенное мышление («пока не увижу, не подержу в руках – не пойму»).

Эмоционально- волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить перед собой цель, намечает план действий, умеет самостоятельно принимать решение и прилагает усилия для его реализации (способность поступать не так, как хочется, а так, как нужно.)

Мотивационная готовность сформирована, когда ребенок  хочет идти в школу, понимает, что он там будет делать, хочет принять новую социальную роль – роль ученика. Школа должна привлекать его не только своими атрибутами – портфелем, учебниками, тетрадями, а еще и возможностью узнать что-то новое, чему-то научиться.

Социальная готовность состоит в том, что ребенок ориентируется в новой ситуации:

  • Знает меру своих возможностей;
  • Умеет попросить о помощи и оказать ее другому;
  • Может включиться в коллективную деятельность со сверстниками и взрослыми;
  • Умеет сдерживаться;
  • Способен избегать нежелательного общения.

Обобщенный «портрет» первоклассника, не готового к школе

  1. Чрезмерная игривость.
  2. Недостаточная самостоятельность.
  3. Импульсивность, бесконтрольность поведения.
  4. Неумение (стойкое нежелание) общаться со сверстниками.
  5. Трудности в контактах со взрослыми.
  6. Трудности восприятия словесной и другой инструкции.
  7. Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение («Назови одним словом яблоко, сливу, грушу»), выделить сходства и различия.
  8. Недостаточное развитие тонкокоординированных движений руки (завязывание шнурков, застегивание пуговиц на одежде, манипулирование мелкими предметами).
  9. Задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли).
  10. Недостаточное развитие произвольной памяти (запоминание стихотворений, повтор услышанных слов, предложений).

Оценивая  готовность ребенка к обучению, может выявиться недостаточная сформированность какого-то отдельного компонента. Но это не должно повергнуть родителей в панику. Дело в том, что психика, характер ребенка в этом возрасте только формируются, и развитие может происходить несколько  скачкообразно: ребенок помнит много стихотворений, но вот пересказ услышанной сказки вызывает сложности, отлично собирает паззлы, а со шнурками на ботинках каждый раз «воюет». Проявление некоторой импульсивности, упрямства, вредничества в поведении может объясняться особенностями темперамента, воспитания, образцом поведения взрослых.

Говоря о школьной готовности ребенка, важно не только установить степень ее сформированности, но и найти причины ее незрелости и стремиться к их устранению.

Малыш может знать весь алфавит, но если при определении второй буквы в слове он забывает первую, значит, он еще не готов читать, функционально не созрел. В этом случае важно развивать зрительно-пространственное восприятие: показывать буквы разных шрифтов и видов, играть в узнавание буквенного знака, сложенного из карандашей, спичек, бусинок и т.д.

К умению писать психологи тоже относятся осторожно. Считается, что если и учить малыша до школы, то только печатным буквам, а не прописным. Причем начинать надо с того, как правильно держать ручку, как должна лежать тетрадь и как сидеть за письменным столом.

Крайне важно еще до школы научить ребенка организовывать свою работу. Это самое сложное, но совершенно необходимое условие. Если не сделать этого вовремя, потом придется контролировать каждый шаг. Ребенок будет неосознанно рассчитывать, что за результат отвечает не он, а родитель у него за спиной.

Первокласснику совершенно необходимо умение аккуратно и достаточно быстро переодеться, собрать свою сумку. Он должен знать свой адрес и телефон, в каком городе и стране он живет, имена и отчества своих родителей, где и кем они работают и чем занимаются на работе. С малышом следует говорить о природе, о смене времен года, о том, что делают в разное время животные и птицы, что происходит с деревьями, цветами, когда созревают плоды и т.д. К началу обучения  в первом классе ребенок должен четко знать названия месяцев года, их последовательность, дни недели.

Важно преподать основы логики: из ряда слов малыш должен уметь выделить лишнее слово: слон, жираф, пальма, лев, обезьяна – и объяснить свой выбор. Это связано с умением обобщать (огурец, помидор, картофель – это овощи, а куртка, свитер, пиджак, брюки – это одежда).

Развитию мелкой моторики рук способствует рисование, разукрашивание в четко заданных границах, собирание конструктора, лепка, вырезание, выполнение аппликации. Причем лучше всего, если ребенок сам подготовит необходимые материалы и рабочее место, а после – уберет за собой.

Важно выполнять такие  задания без принуждения, не заставляя малыша. Для этого можно пойти на маленькие хитрости: мама вернулась из магазина, и просит сына или дочурку помочь развязать пакеты с продуктами (именно развязать их, а не прорвать дырки), или вместе с бабушкой вылепить из теста забавные фигурки, или припомнить чем же закончилась последняя серия мультфильма про Машу и Медведя…

Всем известно, что разучивание стихотворений и песенок развивает память, а если вместе сосчитать, сколько синих и зеленых машин вы встретили по дороге домой, или понаблюдать за тем, сколько раз  произнесли добрые слова в просмотренном фильме или мультфильме, то можно  и концентрацию внимания повысить.

Готов ли ребенок к школе, знают по-настоящему только родители. Учитель  вряд ли потеряет сон от того, что шестилетнее дитя плохо умеет обращаться со столовыми приборами или ладить со сверстниками.  И только мамы и папы могут определить, нужно ли «подтянуть» малыша в этих умениях. Правда, детские физиологи и психологи однозначно не советуют форсировать возможности ребенка.

Важно, чтобы вокруг ребенка были созданы благоприятные условия для развития и обучения, и, конечно же, внимание со стороны родителей к его новым достижениям.



Залишити коментар