“Дети Солнца” – кто они?
Есть дети, живущие в своем собственном мире и не желающие ничего знать о нашем. Это дети Дождя, дети – аутисты. Быть родителем такого ребенка непросто. Но в то же время легко – ведь это родной ребенок, пусть и устроенный иначе, чем другие дети. Что же делать? Его не нужно переделывать, ему нужно всего лишь помочь, принять его и – понять. Ведь познать аутизм – значит победить его.
Дети –аутисты неохотно идут на контакт, речь отсутствует, либо монотонная и непродолжительная, движения тела «заученные», стереотипные. Не стоит воспринимать их как лучших или худших, в отличие от обычных детей; они – другие. Детям-аутистам крайне сложно найти связь с окружающим миром. Отсутствует желание зрительного контакта, любознательность и интерес ко всему вокруг. Активность у таких детей минимальная, в отличие от их сверстников.
Основные признаки по которым можно распознать таких детей:
- не может говорить или соотнести слово с объектом;
- избегает смотреть в глаза даже собственной маме;
- боится незнакомых людей или не делает разницы между своими и чужими;
- имеет странные привычки, которые занимают его часами;
- играет в странные повторяющиеся игры;
- не реагирует на простейшие просьбы;
- не подражает взрослым, например, не подносит телефон к уху;
- не показывает пальцем на то, что ему нужно, а просто плачет;
- не обращается за помощью, будто все знает сам;
- кубики раскладывает в ряд, а не строит из них пирамидку;
- отличается большой избирательностью в еде;
- не любит, когда его ласкают;
- болезненно реагирует на некоторые звуки.
В работе с детьми – аутистами рекомендуется применять арт – терапию, это один из наиболее эффективных методов терапии. Она позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка. Арт-терапия развивает коммуникативные навыки и способствует формированию терапевтических отношений.
Изобразительная деятельность помогает снизить эмоциональное напряжение и создать у ребенка ощущение большего комфорта, что способствует повышению его толерантности к психотерапевтическим отношениям. Данный подход позволяет снижать тревожность и делает ребенка более открытым для контакта со специалистом. Арт-терапия оказывает помощь на фундаментальном уровне, развивая как коммуникацию, так и воображение.
В своей работе я использую основные принципы арт-терапии:
- снятие оценочности – погружение в творческое состояние с помощью рисования и музыки, лепки, аппликации, взаимодействия с природой,
- снятие барьерной установки (например: «Я не умею рисовать»).
Маркина А.А., практический психолог ОШ № 3
_______________________________________________________________________________________________________
При подготовке статьи были использованы следующие сайты:
– http://sleeping-beauty.ru
– http://childfuture.kiev.ua